Сергей Владимирович, разрешите задать Вам несколько вопросов, на которые бы хотелось получить ответы в очередной номер «Продовольственного рынка» (он, кстати, пятидесятый, юбилейный).
1.Год завершается, что, разумеется, не есть новость и тема для долгого обсуждения. Но!.. Мне (вполне уже традиционно) с Вашей помощью хотелось бы продемонстрировать основные тенденции, определившие положение дел на рынке торгового оборудования, то бишь торговой мебели.
Основной тренд который внес сумятицу и движение в нашем секторе рынка в этом году, это естественно девальвация беларуского рубля.
Кратковременный паралич, резкое сокращение потребности в оборудовании для торговли, практическая невозможность поставки импорта, а в дальнейшем рост цен на импорт (в стоимость контрактов закладывались ожидаемые риски), не могли не сказаться на соотношении сил в нестройных рядах поставщиков и производителей.
2.Какие тенденции определили ситуацию на этом рынке, появились ли новые игроки, как обстояли дела у проверенных бойцов и «не проверенных бойцов»?
На этом фоне, на мой взгляд, в отличие от кризиса 2008-2009, когда пострадали крупные фирмы, имеющие значительные основные средства и внушительный штат сотрудников, сейчас произошло обратное: крупные компании-производители получили ту часть беларуских заказов которые могли бы быть импортированы и выдержали давление девальвации.
Несмотря на синхронный рост цен на импортные материалы цены у беларуских производителей все же росли медленнее и поддавались прогнозированию.
А главное: беларуское можно было купить за беларускую валюту. Эти факторы в конце концов привели конечных покупателей к отечественным производителям и товарам.
Мелкие же фирмы, которые в основном перепродавали российское и импортное оборудование, и держались за счет демпинговых цен, минимальной предоплате, отсрочки в оплате товара и других финансово притягательных элементов торговли, пострадали значительно.
И в противовес прошлому кризису не появилось больше новых мелких фирм, а скорее их количество снизилось. Те, мелкие фирмы, сотоящие порою из 3-5 человек, которые выжили после очередной кризисной волны, до сих пор продолжают, ради выживания, демпинговать иногда в ущерб качеству услуг и товару.
Ну, что тут поделаешь наш народ падок на «халявно» низкую цену.
- Может быть, примерно назовете доли участников. Здесь же — о расширениироли местных производителей. Я правильно поставил вопрос?
Если посмотреть с высоты сегодняшнего дня в недалекую ретроспективу, то все сказанное выше приобретает фактическое подтверждение.
Бринстон-бел и Интэко-мастер, выпускающие одноименное и одинаковое холодильное оборудование, Арлекс произв-одитель металлических стеллажей для торговли и складов, чувствуют себя прекрасно, наращивают объем производства за счет экспорта в Россию.
Также они не стесняются и не брезгуют розничными продажами в Беларусии, даже конечному покупателю.
Однако видя, что уровень отечественного спроса их не устраивает, а качество не дает шансов на западе, их взоры направлены на восток.
Сервиспищеторг и Эндвестрейд производители и поставщики технологического оборудования и специальной мебели из нержавейки, на мой взгляд чувствуют себя тоже хорошо.
Справившись с первым шквалом девальвации, продолжают свое развитие.
Если говорить о секторе производителей мебели для торговли, общепита, гостиниц и офисов то здесь более широкий круг производителей.
Но из моих личных наблюдений и общений с коллегами, дела у всех идут хорошо, и даже лучше чем раньше.
4.С чем связано сокращение количества игроков на рынке торгового холода или, во всяком случае, уменьшающийся интерес к нему «ТЛД»?
Почему идут хорошо дела у более крупных производственных предприятий не только поставляющих но и изготавливающих торговое оборудование?
Ответ прост, в связи с развитием информационных технологий в частности интернета, найти производителя стало проще, можно в мгновение ока сравнить цены на однотипные товары.
И если производитель занимается продажей конечному покупателю, а именно так и поступают все беларуские производители.
Все это, а также проблемы с приобретением валюты в течении полугода больно ударили по мелким спекулятивно-посредническмим фирма.
А это в свою очередь расчистило рынок, и покупатель стал явно видеть производителя своего товара. Конкретно наша компания Трейд-Лайн-Дизайн, в этом году, даже в пересчете на твердую валюту увеличила в разы оборот по отношению к прошлым периодам.
Это позволило нам не только сохранить лучшие кадры, а также приобрести квалифицированных специалистов, потерявших работу на других фирмах.
Мы приобрели новое технологическое оборудование, позволяющее оторваться вперед от наших конкурентов.
Увеличили производственные и складские помещения.
Всё это позволило нам не только воплощать одиозные проекты а также значительно увеличить объем продаж товаров собственного производства.
Хотелось бы еще отметить некоторые тренды происходящие в секторе холодильного торгового оборудования.
Как я и говорил выше наши оба производителя Бринстон-бел и Интэко-мастер не гнушаются продавать одну — две витрины в рассрочку в какое нибудь райпо.
Почему? На мой взгляд необходимо искать ответ на этот вопрос в трех годичном прошлом.
Напомним, что начиная с того периода банкротство было закономерным этапом существования, а скорее умирания посреднеческо-спекулятивных фирм.
Стоит вспомнить, что н-ное количество …Холодов, Потенциалов… и прочих …Групп задолжало, на своем излете, не только оборудование своим покупателям а также и оплату своим поставщикам.
Все это вызывает реакцию недоверия посредническим фирмам у производителей в моменты финансовых кризисов.
Их нельзя за это винить, а это и приводит к случаям розничных продаж.
Кстати, на этом зачастую настаивает и конечный покупатель, не доверяя свои деньги посреднику.
Если сюда добавить еще и дефицит валюты, и постоянно меняющиеся правила внешнеэкономической деятельности.
Что делают мелкие фирмы в такой неблагоприятной среде, пытаясь снизить издержки продолжают дробиться или уменьшаться до индивидуальных предпринимателей, работающих не только без собственных средств а даже без офисов.
Естественно в борьбе за какую нибудь копейку они готовы демпинговать до минимума.Все эти факторы, в конце концов, работают только на производителей.
- Что больше всего понравилось в этом году, а что — нет? В смысле, на рынке торгового оборудования…
Факторы о которых я говорил вызвало реальное увеличение удельного веса торгового оборудования отечественного производства.
Для Трейд-Лайн-Дизайна, как компании не только комплексного поставщика оборудования для торговли и общепита, но и в первую очередь компании производителя данная ситуация явно положительна.
Еще хотелось бы отметить: тяга наших производителей холодильной техники к российскому экспорту и потеря интереса к отечественному рынку не прошла для них гладко.
Как говориться, свято место пусто не бывает.
Эту нишу скоренько заняли вездесущие литовцы.
Организовав в Столбцах отверточную сборку, они получили сертификат беларуского производства.
И при помощи ряда афелированных фирм успешно распространяют свою продукцию, благодаря профессиональному и удачливому маркетингу в крупных и больших магазинах .
Это к сожалению не только вытолкнула с данного уровня мелких посредников но и наших основных производителей холодильного торгового оборудования.
Но таковы законы рынка.
6.В ближайшие год-два в Минске планируется открыть порядка тридцати торговых и развлекательных центров. Что это значит для вашего рынка – взрыв деловой активности? Либо, как принято говорить в таких случаях, все билеты уже куплены и ничего неожиданного не произойдет?
Ответ на данный вопрос положительный.
Наша компания не только готова к таким объемам и высокому требованию к качеству продукции, но мы уже в настоящее время участвуем в реализации ряда таких проектов.
Также хотелось бы отметить, что наша продукции уже в течении нескольких лет удовлетворяют взыскательный спрос, таких клиентов как Лукойл, Белнефтехим, ГХУ при президенте РБ, УКС Мингорисполкома, Сильверадо, Фармацея и ряда других.
По поводу билетов на этот «пир» или «параход» — коллектив нашей компании твердо убежден в принципах рыночной экономики.
Побеждает самый трудолюбивый, самый изобретательный, самый смиренный, самый лучший.
И мы верим в свои силы.
7.Президентом Беларуси прописана экономия и максимальный отход от импорта. Что это значит для вас?
Как и сказанное выше для нас как производителей это позитивный фактор.
Для отрасли в целом какое-то время будет не просто, скорее всего республика на время отстанем от соседей по технологии торговли и общественного питания.
Но в дальнейшем если это позволит накопить средства компаниям производителям и разумно и рационально их внедрить в развитие своей производственной технологической базы.
То в недалеком будущем производители могут не только реально из-за хорошего качества вытеснить импортный продукт но и успешно экспортировать его.
Таким путем наша компания и пытается идти вперед. Дай бы бог чтобы не мешали, а мы уж постараемся развиваться.
Другой альтернативы у нас нет.
Назад