Интерьвю «Продовольственному рынку»

Сергей Владимирович, разрешите задать Вам несколько вопросов, на которые бы хотелось получить ответы в очередной номер «Продовольственного рынка» (он, кстати, пятидесятый, юбилейный).

1.Год завершается, что, разумеется, не есть новость и тема для долгого обсуждения. Но!.. Мне (вполне уже традиционно) с Вашей помощью хотелось бы продемонстрировать основные тенденции, определившие положение дел на рынке торгового оборудования, то бишь торговой мебели.

Основной тренд который внес сумятицу и движение в нашем секторе рынка в этом году, это естественно девальвация беларуского рубля.

Кратковременный паралич,  резкое сокращение потребности в оборудовании для торговли,  практическая невозможность поставки импорта, а в дальнейшем рост цен на импорт (в стоимость контрактов закладывались ожидаемые  риски), не могли не сказаться на соотношении сил в нестройных рядах поставщиков и производителей.

2.Какие тенденции определили ситуацию на этом рынке, появились ли новые игроки, как обстояли дела у проверенных бойцов и «не проверенных бойцов»?

 

На этом фоне, на мой взгляд, в отличие от кризиса 2008-2009, когда пострадали крупные фирмы, имеющие значительные основные средства и внушительный штат сотрудников, сейчас произошло обратное: крупные компании-производители получили ту часть беларуских заказов которые могли бы быть импортированы и выдержали давление девальвации.

Несмотря на синхронный рост цен на импортные материалы цены у беларуских производителей все же росли медленнее и поддавались прогнозированию.

А главное: беларуское можно было купить за беларускую валюту. Эти факторы в конце концов привели конечных покупателей к отечественным производителям и товарам.

Мелкие же фирмы, которые в основном перепродавали  российское и импортное оборудование, и держались за счет демпинговых цен, минимальной предоплате, отсрочки в оплате товара и других финансово притягательных элементов торговли, пострадали значительно.

И в противовес прошлому кризису не появилось больше новых мелких фирм, а скорее их количество снизилось.  Те, мелкие фирмы, сотоящие порою из 3-5 человек,  которые выжили после очередной кризисной волны, до сих пор продолжают, ради выживания, демпинговать иногда в ущерб качеству услуг и товару.

Ну,  что тут поделаешь наш народ падок на «халявно» низкую цену.

 

  1. Может быть, примерно назовете доли участников. Здесь же — о расширениироли местных производителей. Я правильно поставил вопрос?

 

Если посмотреть с высоты сегодняшнего дня в недалекую ретроспективу, то все сказанное выше приобретает фактическое подтверждение.

Бринстон-бел и Интэко-мастер, выпускающие одноименное и одинаковое холодильное оборудование,  Арлекс произв-одитель металлических стеллажей для  торговли и складов, чувствуют себя прекрасно, наращивают объем производства за счет экспорта в Россию.

Также они не стесняются и не брезгуют розничными продажами в Беларусии, даже конечному покупателю.

Однако видя, что уровень отечественного спроса их не устраивает, а качество не дает шансов на западе, их взоры направлены на восток.

Сервиспищеторг и Эндвестрейд производители  и поставщики технологического оборудования и специальной мебели из нержавейки, на мой взгляд чувствуют себя тоже хорошо.

Справившись с первым шквалом девальвации, продолжают свое развитие.

Если говорить о секторе производителей мебели для торговли,  общепита, гостиниц и офисов то здесь более широкий круг  производителей.

Но из моих личных наблюдений и общений с коллегами, дела у всех идут хорошо, и даже лучше чем раньше.

 

4.С чем связано сокращение количества игроков на рынке торгового холода или, во всяком случае, уменьшающийся интерес к нему «ТЛД»?

 

Почему идут хорошо дела у более крупных  производственных предприятий не только поставляющих но и изготавливающих торговое оборудование?

Ответ прост, в связи с развитием информационных технологий в частности интернета, найти производителя  стало проще, можно в мгновение ока сравнить цены на однотипные товары.

И если производитель занимается продажей конечному покупателю, а именно так и поступают все беларуские производители.

 

Все это, а также проблемы с приобретением валюты в течении полугода больно ударили по мелким спекулятивно-посредническмим  фирма.

А это в свою очередь расчистило рынок, и покупатель стал явно видеть производителя своего товара.       Конкретно наша компания Трейд-Лайн-Дизайн, в этом году, даже в пересчете на твердую валюту увеличила в разы оборот по отношению к прошлым периодам.

Это позволило нам не только сохранить лучшие кадры, а также приобрести квалифицированных специалистов,  потерявших работу на других фирмах.

Мы приобрели новое технологическое оборудование, позволяющее оторваться вперед от наших конкурентов.

Увеличили производственные и складские помещения.

Всё это позволило нам не только воплощать одиозные проекты а также значительно увеличить объем продаж товаров собственного производства.

Хотелось бы еще отметить некоторые тренды происходящие в секторе холодильного торгового оборудования.

Как я и говорил выше наши оба производителя Бринстон-бел и Интэко-мастер не гнушаются продавать одну — две витрины в рассрочку в какое нибудь  райпо.

Почему? На мой взгляд необходимо искать ответ на этот вопрос в трех годичном прошлом.

Напомним, что начиная с того периода  банкротство было закономерным этапом существования, а скорее умирания посреднеческо-спекулятивных фирм.

Стоит вспомнить, что н-ное количество …Холодов, Потенциалов…  и прочих …Групп задолжало, на своем излете,  не только оборудование своим покупателям а также и оплату своим поставщикам.

Все это вызывает реакцию недоверия посредническим фирмам у производителей в моменты финансовых кризисов.

Их нельзя за это винить,  а это и приводит к случаям розничных продаж.

Кстати, на этом зачастую настаивает и конечный покупатель, не доверяя свои деньги посреднику.

Если сюда добавить еще и дефицит валюты, и постоянно меняющиеся правила внешнеэкономической деятельности.

Что делают мелкие фирмы в такой неблагоприятной среде, пытаясь снизить издержки продолжают дробиться или уменьшаться до индивидуальных предпринимателей,  работающих не только без собственных средств а даже без офисов.

Естественно в борьбе за какую нибудь копейку они готовы демпинговать до минимума.Все эти факторы, в конце концов,  работают только на производителей.

 

  1. Что больше всего понравилось в этом году, а что — нет? В смысле, на рынке торгового оборудования…

 

Факторы о которых я говорил вызвало реальное увеличение удельного веса торгового оборудования отечественного производства.

Для Трейд-Лайн-Дизайна, как компании не только комплексного поставщика оборудования для торговли и общепита, но и в первую очередь компании производителя данная ситуация явно положительна.

Еще хотелось бы отметить:  тяга наших производителей холодильной техники к российскому экспорту и потеря интереса к отечественному рынку не прошла для них гладко.

Как говориться, свято место пусто не бывает.

Эту нишу скоренько заняли вездесущие литовцы.

Организовав в Столбцах отверточную сборку,  они получили сертификат беларуского производства.

И при помощи ряда афелированных фирм успешно распространяют свою продукцию, благодаря профессиональному и удачливому маркетингу в крупных и больших магазинах .

Это к сожалению не только вытолкнула с данного уровня мелких посредников но и наших основных производителей холодильного торгового оборудования.

Но таковы законы рынка.

 

6.В ближайшие год-два в Минске планируется открыть порядка тридцати торговых и развлекательных центров. Что это значит для вашего рынка – взрыв деловой активности? Либо, как принято говорить в таких случаях, все билеты уже куплены и ничего неожиданного не произойдет?

 

Ответ на данный вопрос положительный.

 

Наша компания не только готова к таким объемам и высокому требованию к качеству продукции, но мы уже в настоящее время участвуем в реализации ряда таких проектов.

 

Также  хотелось бы отметить, что наша продукции  уже  в течении нескольких лет удовлетворяют  взыскательный спрос, таких клиентов как Лукойл, Белнефтехим, ГХУ при президенте РБ, УКС Мингорисполкома, Сильверадо, Фармацея и ряда других.

 

По поводу билетов на этот «пир» или «параход» — коллектив нашей компании твердо убежден в принципах рыночной экономики.

 

Побеждает  самый трудолюбивый,  самый изобретательный, самый смиренный,  самый лучший.

И мы верим в свои силы.

 

7.Президентом Беларуси прописана экономия и максимальный отход от импорта. Что это значит для вас?

 

Как и  сказанное выше для нас как производителей это позитивный фактор.

Для отрасли в целом какое-то время будет не просто, скорее всего республика на время отстанем от соседей по технологии торговли и общественного питания.

Но в дальнейшем если это позволит накопить средства компаниям производителям и разумно и рационально их внедрить в развитие своей производственной технологической базы.

То в недалеком будущем производители могут не только реально из-за хорошего качества  вытеснить импортный продукт но и успешно экспортировать его.

Таким путем наша компания и пытается идти вперед. Дай бы бог чтобы не мешали, а мы уж постараемся развиваться.

Другой альтернативы у нас нет.

Назад